.

Кто такой бизнес-аналитик ?

Обычно после внедрения бюджетирования появляется возможность посчитать коэффициенты финансовой устойчивости предприятия и результаты часто расстраивают собственника, хотя инстинктивно понятно - отсутствие в стране долгих денег естественным образом подкладывает финансовую мину недостатка оборотных средств под многие предприятия.

Как тогда отвести компанию подальше от проблем, повысить ее финансовую устойчивость, увеличить оборачиваемость капитала и выжить - теперь уже в условиях очередного кризиса? Ответ должен знать бизнес-аналитик.

Путь в эту профессию открыт для специалистов в сфере IT и менеджмента, обладающих творческим мышлением.

Действительно, осознание факта финансовой неустойчивости подталкивает собственника заняться реструктуризацией предприятия. И здесь он может положиться на опыт своих сотрудников лишь в том случае, если бизнес-процессы предприятия описываются в рамках одной из методологий - ARIS или SADT, так как тогда он сможет привлечь специалистов со стороны для проведения аудита - нет ли ошибок в моделях и как их можно улучшить?

Поэтому первым шагом является создание рабочей группы, в которую входят специалисты из всех важных направлений бизнеса и им приходится осваивать одну из вышеупомянутых методологий для того, чтобы можно было приступить к описанию бизнес-процессов как моделей в рамках SADT или ARIS.

Сегодня в России работают десятки тысяч компаний, которые решают две основные задачи нынешнего дня: как сократить расходы и увеличить или хотя бы сохранить продажи. При сокращении расходов производятся распродажи активов, увольнение персонала и здесь очень важно вместе с водой не выплеснуть ребенка.

Поэтому реструктуризация компании должна проводиться очень осторожно. Так, чтобы ни в коем случае не подвергнуть опасности ключевые бизнес-процессы (именно они позволяют получать от клиента деньги). И предварительное описание бизнес-процессов позволяет не только понять структуру бизнеса, но и провести моделирование последствий каких-либо изменений. Такое моделирование - главная задача рабочей группы.

В работе такой рабочей группы большую роль может сыграть IT-менеджер, владеющий навыками бизнес-моделирования.

Именно поэтому на сцене в главной роли появился бизнес-аналитик. Он помогает членам рабочей группы освоить азы методологии, доводит их модели "до надлежащей кондиции", шаг за шагом изучает бизнес компании, выявляет проблемы и нащупывает пути их решения.

Бизнес-аналитики могут быть востребованы в любой области бизнеса. Если Вас увлекает логическое мышление, Вы стараетесь творчески подходить к делу и мечтаете об успешной карьере в бизнесе, возможно, бизнес-анализ является Вашим призванием.

После того, как работа рабочей группы налажена и запущена, собственник обычно организует, например, Стратегический комитет, в который могут входить собственники и топ-менеджеры компании. Задача комитета - аттестовать модели, представляемые рабочей группой. Обычно здесь возникает такой конфликт: Чтобы понять представленную модель, член комитета должен пройти обучение и освоить азы методологии на уровне, позволяющем ему читать и понимать содержание моделей бизнес-процессов. К сожалению, нередко члены комитета избегают этих усилий и пытаются обычно переложить их на консультантов. Не всякий консультант может устоять перед возможностью дополнительного заработка и происходит то, что является недопустимым - делегирование властных полномочий.

Здесь на арене снова может появиться бизнес-аналитик и помочь членам комитета решить проблемы понимания моделей. Если он действует дипломатично и в интересах дела, то собственники и топы не могут не заметить этого и, в нашей практике бывали случаи, когда бизнес-аналитик поднимался руководством компании до уровня финансового директора холдинга или до уровня совладельца и директора строительной компании. Вы тоже можете попробовать!

Для опытных бизнес-аналитиков открыт путь в топ-менеджеры. Недостающие управленческие знания можно получить на программе МВА. Школа IT-менеджмента АНХ при Правительстве РФ предлагает программу МВА со специализацией "Информационный менеджмент (CIO)".

В Школе IT-менеджмента АНХ при Правительстве РФ с мая 2001 года реализуется программа подготовки IT-специалистов и руководителей среднего звена в области информационных технологий. Длится она один год и называется "IT-менеджер: менеджер проектов, бизнес-аналитик". В Школе подобран сильный коллектив преподавателей - бизнес-практиков.

Что можно успеть за год? Получить теоретическую подготовку и практические навыки, без которых невозможна работа бизнес-аналитик. По словам выпускников, они стали по-другому смотреть на роль информационных технологий и область их применения в бизнесе.

Можно сказать, что выпускниками получена профессия аналитик бизнес-процессов. Слушатель, который успешно освоил программу, становится способен заниматься бизнес-анализом на профессиональном уровне.

Во-первых, он может выделенный ему бизнес-процесс смоделировать в рамках выбранной методологии и, конечно, оптимизировать. Это очень важно, так как любой управленец знает, что все нужно проверять, а модель всегда можно проверить как на правильность, так и на качество оптимизации, пригласив стороннего аудитора - аналитика бизнес-процессов.

Во-вторых, компетенции менеджера проекта также необходимы, так как с их помощью можно совместить построенную модель с проектом и организовать в итоге прозрачное управление. Дополнительным бонусом оказывается возможность снять перегрузку ресурсов, чтобы убрать сверхурочные и сократить соответственно ФОТ.

В такой ситуации нередко у руководства возникает искушение возложить ответственность за реструктуризацию бизнес-процесса на того, кто его смоделировал, оптимизировал и наладил управлением им, поэтому у слушателя или выпускника может появиться шанс стать настоящим ИТ-управленцем, справившись с такой задачей, что уже не раз успешно демонстрировали наши выпускники!

Так профессия аналитика бизнес-процессов переводит выпускника в ИТ-управленцы, а некоторые не останавливаются на этом, после чего появляются новые генеральные директора и собственники.

Стать успешным бизнес-аналитиком можно после технического или экономического вуза. Опыт показывает, что гораздо важнее не первоначальный бэкграунд, а решительность человека и работа на перспективу. Например, сейчас всех волнует разразившийся экономический кризис. А наши слушатели знали о его приближении еще весной прошлого года, а некоторые - весной позапрошлого года, поскольку они попадают в среду нашей Академии, где немало людей интересуются макроэкономикой и делятся своими знаниями.

У тех, кто точно оценил ситуацию, была возможность вовремя сменить работу: допустим, уйти из зависящих от кредитов лизинговых компаний в более устойчивые структуры.

Бизнес-аналитику важно научиться подходить к проблеме с проектной точки зрения и принимать правильные решения. Например, с первого дня я предлагаю слушателям начать работать над выпускным проектом. И не менее четверти поступивших на программу прислушивается к этому совету. Заголовки обычно звучат так: "Как мне увеличить свою зарплату?", "Как мне получить повышение в должности?", "Как мне открыть свой бизнес?" (понятно, что выпускная работа имеет другое название). Выполняя такой проект, человек, безусловно, учится применять IT в интересующей его области бизнеса, получает массу полезных знаний и навыков. Но главное - доводит проект до логического завершения и переходит на следующую карьерную ступень, решая свою личную стратегическую задачу.

В заключение предлагаем Вашему вниманию интервью нашего выпускника программы, опубликованное в журнале "Работа и зарплата":

"Главная черта бизнес-аналитика - проницательность!

Владимир Шевелев, бизнес-аналитик крупной энергетической компании, выпускник Школы IT-Менеджмента, программы "IT-Менеджер: Менеджер проектов, Бизнес-аналитик":

- Владимир, где Вы учились и как пришли в профессию?

- Я закончил Омский государственный технический университет по специальности "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети" и сначала занимался автоматизацией узлов учета нефти в инжиниринговой компании. Но появились другие интересы, и я переключился на программирование бизнес-задач и автоматизацию технологических процессов. Волей случая оказался основным участником IT-проекта по внедрению системы бюджетирования на мясокомбинате "Омский". Это была моя первая работа как бизнес-аналитика. Но для того чтобы развиваться дальше, нужно было дополнительное образование. Я переехал из Омска в Москву и поступил на программу профпереподготовки в Школу IT-менеджмента АНХ при Правительстве РФ.

- Что дало обучение?

До Школы IT-менеджмента мои шаги в бизнес-анализе напоминали путешествие без компаса и карты. Например, однажды, еще работая в Омске, засиделись с директором до глубокой ночи, думали, как усовершенствовать систему управления предприятием. Выкурили все сигареты. Венцом нашего ночного труда стала схема организации системы управления. Она предусматривала планирование, мотивацию, организацию, учет и анализ деятельности. Схему решено было использовать, и мы с апломбом презентовали ее сотрудникам компании. Я очень гордился тем, что она проста. Ну, а во время учебы узнал, что эту схему сформулировал Деминг, дополнил Файоль и называется она "расширенным циклом Деминга". Получается, что в свое время мы "изобрели велосипед". И это не единственный пример из моей практики. Обучение дает мощную теоретическую подготовку и особый системный взгляд на роль информационных технологий в бизнесе. Не говоря уже о навыках презентации, подбора персонала и др.

- Как развивалась Ваша карьера?

- В свое время я работал в государственной структуре, потом было пищевое производство, строительство, лизинг. Сейчас - энергетика. Бизнес-аналитики нередко переходят из одной отрасли экономики в другую, занимаются совершенно разными проектами. Например, по заказу одной из крупнейших российских инвестиционно-строительных компаний на рынке жилой недвижимости я работал над проектом внедрения и автоматизации системы бюджетирования. В результате была разработана новая методика учета строительных затрат. Проект длился восемь месяцев. Было нелегко, пришлось очень много встречаться, разговаривать, объяснять, чтобы изменить привычные взгляды строителей.

- За что Вы любите свою работу?

- Мне нравится моделировать и оптимизировать. Ты сознаешь, что благодаря знаниям и навыкам можешь повысить эффективность бизнес-процессов. Всегда интересно решить поставленную задачу. Методом логического исключения ищется алгоритм, перебираются временные параметры, затратные параметры, внешние и внутренние ограничения по ресурсам. В результате вырабатывается оптимальное соотношение времени и затрат по бизнес-процессам. Сюда можно подключить информацию по персоналу, документам.

- Какими качествами должен обладать бизнес-аналитик, чтобы добиться успеха?

- Основное качество - это проницательность, умение делать выводы при недостаточных исходных данных. Нередко случается, что интервью с сотрудниками не дают достаточно информации. Иногда неполно описан документооборот или просто не хватает каких-то документов. В таких случаях выводы приходится делать с некоторым приближением, опираясь на свой опыт, знания, интуицию.

- А кому, на Ваш взгляд, эта профессия не подходит?

- Тем, кто считает, что в жизни бывают легкие решения. Прямолинейные, недальновидные люди не станут успешными бизнес-аналитиками. В нашей профессии очень важны детали. Нужно уметь докопаться до мелочей, оценить каждый, на первый взгляд незначительный, нюанс.

- Каковы перспективы для бизнес-аналитика на ближайшие годы?

- Сегодня IT-технологии играют в бизнесе важную роль. В любой компании есть три ключевых позиции: маркетолог или специалист по продажам; технолог, ответственный за производство; бизнес-аналитик, обеспечивающий функционирование системы управления в целом. Эта тройка уже стала незаменима. Бизнес-аналитиков не хватает, и спрос на настоящих профессионалов чрезвычайно высок. Получение прибыли за счет новых видов продуктов или услуг уже исчерпало свои возможности. Резервом для подавляющего большинства компаний стало совершенствование бизнес-процессов. Так что в обозримом будущем высококлассные бизнес-аналитики будут в цене."

 

Бизнес-аналитик | Профессия аналитик бизнес процессов