CIO. Как сделать правильную карьеру?

Для того чтобы сделать карьеру CIO, ИТ-директору уже недостаточно профессиональных, как правило, технических знаний. Времена меняются. Умение «работать» с поставщиками и ИТ-бюджетами - необходимые, но явно не единственные предпосылки для успешной карьеры. Именно поэтому многие CIO решаются сменить кресло начальника на школьную парту. Не всем удается сделать этот шаг безболезненно.

Несколько лет назад РАО ЕС совместно с АНХ проводили занятия по переподготовке ИТ- директоров компании. Одна из основных целей подобного мероприятия заключалась в том, чтобы определить возможность CIO одной из крупнейших российских структур к дальнейшему обучению и развитию. Для этого, прежде всего, оценивалось то, насколько комфортно ощущали себя эти люди в новом качестве и как воспринимали сам процесс обучения. Выяснилось, что те CIO (около 30% группы), кто ощущал себя в профессии уверенно, учились с удовольствием. Примерно такая же часть группы, оказавшись в новом качестве и в новой непривычной для себя обстановке, испытывала определенный дискомфорт. Остальные воспринимали новую информацию с трудом и проявляли явную агрессию и обиду на то, что их (пусть и на ремя) превратили из тех, кто обучает, в того, кому надо учиться. Подобная расстановка сил наблюдается практически в каждой группе новых «студентов», она отражает способность того или иного человека к развитию и выявляет тех, кому делать карьеру будет гораздо труднее, - карьерный рост во многом зависит от психотипа человека. Однако причины, подталкивающие CIO к тому, чтобы получить бизнес-образование, могут быть разными. Среди них всегда есть несколько так называемых вечных студентов, единственная цель которых (иногда и неосознанная) состоит в том, чтобы просто учиться. Около 20% ИТ-директоров собираются впоследствии найти работу в новой области. Примерно столько же надеются, что бизнес-диплом поможет им выйти на качественно новый уровень в своей профессии. Остальные считают, что сам факт наличия степени МВА окажет положительное влияние на развитие карьеры. Недаром среди выпускников бизнес-школ так популярен афоризм: «Не важно, чему ты учился, важно - с кем!»

 

Однако это верно только отчасти. Карьера зависит, прежде всего, от устремлений и возможностей самого человека. И определить свои желания необходимо в самом начале. Каждый CIO, пришедший в бизнес-школу, должен ответить сам себе на следующие вопросы:

  • зачем он здесь;
  • где хочет в результате оказаться;
  • как планирует двигаться к намеченной цели;
  • чего ему не хватает;
  • его сильные стороны;
  • что хочет получить от обучения.

Казалось бы, все это очевидные вещи. На практике же довольно часто выясняется, что человек смутно представляет себе, чего же ему, собственно, надо, пытается отделаться общими фразами. Однако только после честных и прямых ответов на все эти вопросы можно начать продуктивное обучение. Недаром одна восточная мудрость гласит: «Готов ученик, готов ему и учитель». Когда речь идет о втором бизнес-образовании для ИТ-директоров, задача преподавателей состоит в том, чтобы продемонстрировать возможности, которые CIO может получить, овладев новыми, неизвестными ему ранее навыками. Кроме того, очень важно показать риски и проблемы, с которыми придется столкнуться, обсудить способы и подходы к их решению. Необходимо знать, как любая возникающая ситуация будет выглядеть «изнутри». Только тогда каждый CIO сможет строить свою карьеру по собственному сценарию. Прежде всего, нужно определить, что послужило толчком к решению получить бизнес-образование. Наиболее типичные причины: недовольство своим статусом, «негде развернуться», масштаб компании не соответствует амбициям человека; желание попробовать себя в совершенно новом качестве, сменить профиль деятельности. Такая причина, как стремление улучшить свое благосостояние, обычно не играет существенной роли - ИТ-директор осознает свою ценность и знает денежную планку, ниже которой он не «опустится». Это говорит о том, что CIO в России уж достигли определенного финансового положения.

 

В каждом конкретном случае существует простое решение, которое после получения бизнес-образования вполне осуществимо. CIO, которым не хватает «статуса», следует идти в работать в телеком или банковский сектор, где роль информационных технологий традиционно достаточно значима. Любителям «масштаба» следует присмотреться к корпорациям с мощной территориально распределенной архитектурой и уже на первом этапе обучения готовить себя к тем проблемам, которые могут возникнуть на новом месте работы. Если амбиции CIO превосходят то, что может предложить ИТ-область, опять таки, еще на стадии обучения стоит подумать о переквалификации, понять, в каком направлении интереснее развиваться - продолжать трудиться в области технологий или сделать акцент на работе с людьми.

 

Для тех, кто собирается уходить в смежные области, существует довольно большой выбор. Все зависит от стремлений и возможностей самого человека. Поскольку любой настоящий CIO - прежде всего менеджер, он может найти себя практически в любой сфере, связанной с управлением. Например, открыть собственный бизнес, стать директором по развитию и стратегии, уйти в консалтинг, занять должность CFO или руководить крупными проектами в любой области.

 

Если CIO решил перейти из одной отрасли в другую, очень важно справиться со страхом, который вполне объясним - люди боятся глобальных изменений. Справиться с этими опасениями поможет именно получение степени МВА.

 

Ведь в процессе обучения человек начинает понимать, что по процедурам управления сфера ИТ незначительно отличается от других отраслей - принципы мотивации, выстраивание команд, отношения со смежными подразделениями одинаковы. Если CIO хочет продолжать свою работу в сфере ИТ, он должен четко сформулировать перспективы своего развития. На Западе следующей ступенью карьеры CIO часто становится CPO (Сhief Prossesing Оffice), который не просто осуществляет ИТ-обслуживание бизнеса или предоставляет необходимые ИТ-ресурсы для компании, а разрабатывает и внедряет «проактивную» модель работы с информацией. В любом случае, прежде чем принять решение, кроме перспектив, которые сулит будущая работа, надо осознать все ее негативные стороны и риски, реально оценить соотношение собственных желаний и возможностей для того, чтобы впоследствии чувствовать себя на новом месте максимально комфортно. Действительно, очень многие ИТ-директора, имея хорошее техническое образование, казываются не подготовленными к работе менеджерами. Одно дело - управлять «железом», совсем другое - людьми. В последнее время в российских компаниях наряду с аббревиатурой CIO стали использовать термин CTO (Сhief Technical Office). Очень многие наши CIO по сути являются CTO, они отвечают за техническую политику компании. Ключевым в лексиконе многих ИТ-директоров является слово «технологии», а настоящих CIO - «информация». CIO только применяют технологии для управления информацией. Большинство людей используют автомобиль исключительно как средство передвижения. Если вождение - это работа, то у тебя просто другая профессия. Таким образом, если для ИТ-директора главное в его работе - технологии, скорее всего ему не стоит думать о карьере в должности CIO.

 

Задача CIO - приобрести те информационные технологии, которые необходимы бизнесу для его функционирования, то есть CIO - не поставщик ИТ-технологий в компанию, а покупатель. Для карьерного роста CIO очень важно понять, каких навыков ему не хватает, и приобрести их. Некоторые ИТ-директора пытаются маскировать отсутствие навыков в сфере управления своими профессиональными знаниями, любую проблему решить «технологическим» способом и вместо того, чтобы выстраивать бизнес_процессы в компании, начинают внедрять ERP-систему и выбирать программное обеспечение, а обсуждение таких проблем, как возврат инвестиций, оценка рисков и построение бизнес-задач, - подменять разговорами о том, какая CRM-система лучше. В процессе обучения может выясниться и тот факт, что у ИТ-директора просто нет способностей к тому, чтобы стать CIO. Например, если он не умеет работать с людьми. Прежде всего, CIO - это грамотный управленец, который должен найти общий язык не только с подчиненными, но и с вышестоящими руководителями, и с поставщиками, и даже с потребителями ИТ-услуг в его компании. Он должен правильно организовать процесс выявления потребности в информации. Причем сами ИТ играют на этом этапе вспомогательную роль, как и ИТ-бюджеты, которым до сих пор многие CIO придают слишком большое и совершенно незаслуженное значение. CIO должен понимать, что целый ряд проблем можно решить организационными мерами, без участия ИТ. И, наконец, CIO должен разбираться в таких областях, как юриспруденция (в части, касающейся его деятельности), управление финансами и аналитика, но необязательно досконально - в самих информационных технологиях. Размышляя о будущей карьере, следует иметь в виду еще один немаловажный фактор. Человек должен ставить перед собой разумные цели и стараться изменить то, что он действительно в состоянии изменить в разумное время и с разумными затратами. Например, теоретически CIO может стать директором банка. Однако практически это довольно сложно, для этого может потребоваться вся жизнь. Не стоит забывать о той цене, которую приходится платить за карьеру. Бывает и такое: человек долгое время стремится к некой цели, а когда достигает ее, выясняется, что ему надо было двигаться совершенно в другом направлении.

 

Автор: 
Плахотный П.Е.
Издание:: 
журнал CIO (№7, июль) 2008
site map xml | Карта сайта | RSS канал Новости Школы IT-менеджмента 505.72