.
Автор
Коротков А.В., зав. каф. "Системы управления бизнес-процессами"
Издание:
ж. CIO (№5, май) 2008
Профессиональное мнение: признаки перемен или призраки?

Эволюция взаимоотношений владельцев бизнеса, крупных компаний - производителей аппаратно-программных комплексов - и руководителей ИТ-подразделений логически исчерпала PR-потенциал выдвинутой IBM пять лет назад аббревиатуры CIO (директор информационных технологий). К сожалению, большинство директоров департаментов ИТ таковыми не стали - инерция мышления владельцев бизнес-процессов (спонсоров) не позволяет делегировать им полномочия, управлять и формировтаь информационные потоки компании. По-видимому, столь же недолговечной окажется и новая PR-задумка с введением аббревиатуры CKO (Chief Knowelge Officer - директор по управлению знаниями) - звучит многообещающе, но поразительно неконкретно.

Очевидно, что сегодня верх берет модель взаимоотношений бизнеса и ИТ, укладывающаяся в аббревиатуру SaaS (Software as a service), при которой ИТ-услуги воспринимаются бизнесом как желательные или даже необходимые "удобства", а труд ИТ-специалистов уравнивается в правах с работой электриков, телефонистов и водопроводчиков, т.е. обслуживающего бизнес персонала.

Смена парадигмы в отношениях не означает, что компании собираются тратить на ИТ меньше средств, это подтверждают приведенные диаграммы, прогнозы Gartner и логика развития бизнеса последнего десятилетия. После того как с ИТ слетел "романтический флер" панацеи от всех проблем, стало очевидным, что автоматизация процессов обеспечивает не так много ощутимых преимуществ. Гораздо больший эффект дают модернизация бизнес-процессов и реинжиниринг, необходимый при внедрении новых аппаратно-прграммных средств. Коль скоро вложения в ИТ были сделаны, они повлекли стремительный рост услуг бизнес-технологов и консультантов - "переводчиков" с языка менеджеров бизнеса на язык программистов. Если бизнес-процес описан с помощью современного инструментария, то уже не столь важно, будет ли обслуживать аппаратно-программный комплекс предприятия собственный отдел ИТ или для этого будет нанята сторонняя фирма-аутсорсер. На аутсорсинг можно передать только "зрелый" процесс - видимо, к такому состоянию приближается ИТ-ландшафт многих предприятий, потративших в последние десять лет немало ресурсов на отладку своих бизнес-процессов.