.
Электронный бизнес в России

Потенциал электронного бизнеса в России

Электронный бизнес в России сделал важный шаг — Россия стала лидером в Европе по числу интернет-пользователей, обогнав в сентябре 2011 года Германию и заняв в итоге первое место в Европе. По данным компании Comscore число пользователей достигло 50,8 млн. человек, причем среднее время онлайн достигло 22,4 часа.

Интересно сравнить с Европой, где самыми посещаемыми в сентябре 2011 года стали сайты Google (341 млн. уникальных посетителей), сайты Microsoft (263,3 млн.), Facebook (250 млн.). Сайт «В Контакте» продолжает лидировать в Европе по количеству времени, проведенному пользователями, на одном сайте (7,1 ч.). По данным comScore, в сентябре количество европейских интернет-пользователей достигло 373,4 млн. человек, каждый проводил в Сети в среднем 26,4 ч.

Представленные данные говорят о том, что электронный бизнес в России собрал аудиторию, вполне достаточную для дальнейшего развития. Анализ перспектив развития электронной коммерции показывает, что очередь электронного бизнеса уже наступила.

Данные ФОМ еще более оптимистичны — по их мнению, аудитория Рунета доросла до 55 млн. человек еще в конце второго квартала 2011 года, то есть почти половина россиян являются интернет-пользователями. Наиболее перспективны в ближайшее время, по мнению ФОМ, Тюменская, Иркутская и Нижегородская области, где ожидается прирост не менее, чем по 130 тысяч пользователей.

Английский Инвестбанк GP Bullhound признал российский интернет-рынок одним из самых крупных и быстрорастущих в Европе, причем эксперты банка считают, что онлайн-аудитория страны, выросшая за последние 5 лет с 10 до 60 млн. человек, к 2013 году будет около 93 млн. Привлекательность нашего рынка определяют наши обычно «тяжелые пользователи»: среднее время в сети за месяц около 9,8 часов, что вдвое больше по сравнению с остальным миром.

Пока российский электронный бизнес не очень привечает западных игроков: в поиске доминирует Яндекс, хотя постепенно начинает уступать Google, ВКонтакте уверенно лидирует среди социальных сетей. Шесть из десяти компаний в первой десятке — российские: Mail.ru, Yandex, vKontakte, Google, RBC, Wikimedia, BitTorrent, Rambler, Media, Microsoft, SUP.

Трудности электронного бизнеса в России

И все же e-Business в России не лишен целого ряда трудностей.

Во-первых, наши граждане пока предпочитают наличные, хотя количество дебетовых карт уже превысило количество россиян и достигло порядка 160 млн. Кредитные карты, конечно, присутствуют в весьма небольшом объеме. С другой стороны, с 1 января 2012 любой гражданин по заявлению сможет получить УЭК (универсальную электронную карту), а с 1 января 2014 планируется тотальный переход на такие карты, чтобы кардинально изменить структуру розничных платежей, где в настоящее время наличные взаиморасчеты занимают 94%. Понятно, что в этом случае данная проблема найдет свое решение. Обратим внимание, что количество банков, получивших право эмитировать карты, увеличилось к июлю 2011 в 10 раз, с 70 до 692.

Во-вторых, одним из препятствий некоторое время считался высокий уровень пиратства в стране, но в настоящее время здесь достигнуты серьезные успехи, например, Microsoft отмечает значительное улучшение ситуации с компьютерным пиратством в России (число точек, в которых предлагают установку нелицензионного программного обеспечения, снизилось до исторического минимума в 20%.), причем по сравнению с результатами предыдущего исследования ситуация значительно улучшилась во всех регионах России.

В-третьих, для иностранных компаний, да и для наших также, неприятным препятствием является непрозрачная и недружелюбная система налогообложения. Хотя и здесь мы замечаем явные изменения к лучшему. Например, активно вводится в действие ФЗ № 161, что в итоге упрощает и легализует расчеты электронными деньгами, заметно облегчая ведение электронного бизнеса. Далее, цифровая подпись занимает, наконец, надлежащее ей место. Подписание последнего правоустанавливающего документа планируется в марте 2012 года, после чего будет устранено  одно из главных препятствий к ведению цивилизованного электронного бизнеса, к тому же целый ряд пока неиспользуемых, но очень потенциально прибыльных, бизнес-схем станет доступным к практическому применению.

В-четвертых, пока остается открытым вопрос льгот для ведения электронного бизнеса по западным образцам. Полагаю, что пока не решены базовые организационные вопросы по электронной цифровой подписи, электронным платежам и т.п., этот вопрос может немного подождать, хотя в середине следующего года введение таких льгот могло бы значительно ускорить развитие электронного бизнеса и явно обозначило позитивную позицию Правительства и Президента в развитии высокотехнологичного бизнеса в России на массовом уровне.

Особенности электронного бизнеса

Существует немало определений электронного бизнеса. Википедия предлагает нам следующее:

Электронный бизнес (англ. Electronic Business), Е-бизнес, И-бизнес, e-Business — бизнес-модель, в которой бизнес-процессы, обмен бизнес информацией и коммерческие транзакции автоматизируются с помощью информационных систем. Значительная часть решений использует Интернет-технологии для передачи данных и предоставления Web-сервисов. Впервые термин прозвучал в выступлении бывшего генерального директора IBM Луи Гёрстнера.

Электронный бизнес — совокупное понятие для множества классов ИС, автоматизирующих коммерческую работу предприятия. Помимо электронной коммерции, ориентированной на взаимодействие с потребителем в сфере продаж, осуществляется поддержка всей цепочки создания добавленной стоимости предприятия.

Идеальный вариант реализации электронного бизнеса, когда все действия могут производиться в киберпространстве. Понятно, что найти такой бизнес непросто, так как он должен быть еще и прибыльным. Прежде всего, стоит рассмотреть варианты сервисной поддержки традиционных видов бизнеса.

Например, SEO-услуги — важный компонент кибермаркетинга. Сотни компаний размещаются в этом сегменте, не считая физических лиц. Все компании-лидеры автоматизируют свои ключевые бизнес-процессы, что позволяет им прибыльно вытеснять с рынка конкурентов. Чем бы они ни занимались, — покупкой ли ссылок, управлением контекстной рекламой и т.п., — все полностью или частично автоматизировано, поэтому в сервисных сегментах электронного бизнеса конкуренция очень жесткая.

Кроме сервисной модели интересно попробовать создать «идеальный» электронный бизнес, когда продукт и услуги полностью размещаются в киберпространстве. На первом месте сейчас, конечно, рынок разработки мобильных приложений. Грандиозные темпы роста, возможности простых взаиморасчетов с помощью мобильников, «простота» оказания услуг и продажи программ и контента, привлекают большое количество бизнесменов, что приводит к высокой конкуренции за разработчиков. В результате разработчики мобильных приложений в России имеют самую высокую среднюю зарплату среди работников киберпространства — 75 000 рублей на март 2011 по данным hh.ru.

На основании вышеизложенного можно заключить, что рынок для электронного бизнеса в России созрел практически полностью и время для его широкого освоения наступило. Присоединяйтесь к нашей программе «Электронный бизнес», чтобы двигаться вместе, используя опыт Ваших удачливых выпускников Школы IT-менеджмента.