.

Обучение электронной коммерции (e-Commerce) в РАНХиГС при Президенте РФ

Мощный рост сектора рынка электронной коммерции в России e-Commerce привел к востребованности услуг по обучению электронной коммерции. Пока предложений этого плана недопустимо мало, поэтому в нашей Школе и открыта программа профессиональной переподготовки e-business: «Электронный бизнес», где обобщен успешный опыт интернет-проектов слушателей и преподавателей Школы за десять лет ее развития, чтобы выпускники этой новой программы могли прибыльно действовать в электронной коммерции и, соответственно, в электронном бизнесе.

За год обучения слушатель сможет перенять опыт руководителей и специалистов успешных проектов электронной коммерции, выполнить выпускную аттестационную работу, которая будет посвящена либо его интернет-проекту в области e-Commerce, либо освоению важных для слушателя интернет-технологий.

Активное взаимодействие слушателя с коллегами в Школе и с выпускниками через сайт Ассоциации выпускников Школы IT-Менеджмента также поможет ему в решении его задач. Заметим, что за десятилетнюю историю Школы Ассоциация объединила более 1200 выпускников — успешных ИТ-управленцев и менеджеров.

Электронная коммерция.  Открываются огромные перспективы e-Commerce в России

Отношение электронной коммерции e-Commerce к электронному бизнесу e-Business аналогично отношению подмножества к множеству, то есть понятие электронной коммерции более узкое и означает по своей сути дополнительный канал продаж с использованием возможностей киберпространства. Теперь этот канал продаж растет, не обращая внимания на кризис прошедший и вновь наступающий, и легимитизируется с помощью государства на наших глазах. Технологии e-Commerce в настоящее время уверенно переходят из дорогого высокотехнологичного и инновационного сегмента в массовые привычные технологии.

Электронная коммерция в России – открываются огромные перспективы в 2011

Электронная коммерция в России в 2011 году получила заметный импульс для своего развития. Президент и Правительство убрали целый ряд барьеров, препятствующих ее развитию, что открывает огромные перспективы. Темпы законотворческой деятельности позволяют надеяться, что на очереди следующий шаг, на который в свое время решился Президент США
Б. Клинтон, отменивший, например, для электронной коммерции местные налоги, что дало дополнительный импульс ее развитию. В результате принятых мер, электронная коммерция в России продемонстрировала мощный рост за последние три года, даже кризис не смог ему помешать. Теперь в России появилась возможность полномасштабной реализации интернет-проектов.

Во-первых, аудитория Рунета достигла 40 млн. человек еще в 2009 году, о чем тогда на объединенной конференции «РИС+КИБ» докладывал президент ассоциации «Интернет и бизнес» Алексей Беляев. По его оценке в 2008 году объем интернет-рынка в России составил $1,5 млрд без учета $2,5 млрд рынка электронной коммерции. Детализация Беляева по сегментам выглядела так: контекстная реклама занимала 23% ($350 млн), медийная реклама уже 21% ($300 млн), платные сервисы почти 15% ($220 млн), seo-оптимизация порядка 14% ($200 млн), цифровой контент около 13% ($190 млн), разработка и сопровождение сайтов достигли 11% ($160 млн), сайты, нацеленные на поиск работы почти 3% ($40 млн). Уже тогда Беляев дал информацию, что 11,4 млн всех домохозяйств в России имеют широкополосный доступ в интернет: «За год рынок широкополосного доступа вырос на 184%, из которых 57% домашних подключений пришлось на регионы. В Москве по рынку широкополосного и беспроводного доступов мы вышли почти на насыщение». По оценке Беляева, мобильный интернет в России является самым быстрорастущим сегментом услуг связи: «Доходы мобильного интернета в 2008 году составили 25,4 млрд рублей, а трафик вырос более чем в два раза». Прогноз Ассоциации о росте в 2009 году рынка мобильного интернета на 67% с соответствующим увеличением доходов до 42 млрд рублей оказался реальным. Обратим внимание, что такие показатели были достигнуты в кризисный 2009 год. Последующие 2010 и 2011 годы настолько масштабно увеличили этот рынок, что государство приступило к его регулированию с помощью новых законов, например ФЗ № 161.

В-вторых, на крупнейшей интернет-конференции РИФ+КИБ 2011 директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко сообщил, что аудитория Рунета достигла 57 миллионов пользователей. Суть заключается в том, что количество пользователей Рунета не просто достигло более чем серьезной величины, — количество мужчин и женщин уравнялось, следовательно, можно сделать вывод о том, что рынок электронной коммерции созрел, так как женщины являются, минимум, вдвое более эффективными покупателями и, именно достижение паритета мужчин и женщин среди клиентов считается базовым критерием «созревания» рынка.

Во-третьих, Президент подписал почти два десятка указов об утверждении перечней информации, размещаемой в Интернете государственными органами [PCWEEK, № 20 (770), 23.08.11, М., С. 4]. Теперь информационная открытость государства заметно увеличивается, что может создавать новые возможности по бизнес-взаимодействию с государством, которое, по своей сути, является крупнейшим бизнес-партнером в России. Действительно, дюжина крупнейших предприятий России вместе с тремя десятками компаний поменьше, то есть порядка сорока фирм, формируют практически половину ВВП России и, естественно, в тесном взаимодействии с государством. Именно эти предприятия и выросли в кризисное время. Следовательно, любая возможность для взаимодействия с ними благотворна для бизнеса, а найти такую возможность можно, лишь владея информацией, доступ к которой приоткрывают подписанные указы.

Поэтому можно сделать вывод о том, что электронная коммерция в России прошла серьезный путь и достигла уровня достаточно важного сегмента рынка, который бизнес-сообщество уже не может игнорировать.

Важные тренды рынка электронной коммерции в России

Кроме объема, уровня «созревания» рынка важно учесть некоторые тренды, которые могут оказать серьезное влияние на бизнес-эффективность работы предприятий в этом сегменте рынка.

В-первых, массовое распространение социальных сетей в России привело к тому, что пользователи Рунета практически поголовно наработали необходимые базовые навыки уверенной работы с компьютером, что существенно снизило барьеры взаимодействия в области электронной коммерции, особенно для молодежи и людей в наиболее активном возрасте. Также социальные сети сыграли очень важную роль в распространении положительного опыта покупок в интернет-магазинах среди огромного числа пользователей Рунета. Кстати, электронная коммерция процветает в самих социальных сетях, по сути, каждая социальная сеть является громадным интернет-магазином, совмещенным с CRM-системой, что обеспечивает идеальные условия для организации продаж, причем именно тех, которые необходимы людям.

В-вторых, активно вводится в действие ФЗ № 161, что в итоге легализует расчеты электронными деньгами, больше не придется пользоваться малопонятными для широких масс терминами, такими, например, как «титульный знак». Агрегаторы платежных систем, хороший пример —Деньги@Онлайн, позволяют людям из единой точки входа пользоваться после заключения всего лишь одного договора десятками способов приема и проведения платежей, причем, фактически, по всему миру! Если переговоры Яндекс.Денег и Сбербанка закончатся успешно, то электронные деньги станут в России полноценным массовым средством проведения и приема платежей уже очень скоро. Интеграция с картами Сбербанка наиболее известных систем электронных денег уже проведена успешно. Решение этой принципиальной проблемы окажет чрезвычайно положительное влияние на развитие электронной коммерции.

В-третьих, огромное значение для электронной коммерции имеет решение проблемы быстрой и надежной доставки товаров в пределах страны. Микроскопическая оплата труда в почтовой системе России привела к тому, что отправления перемещаются по стране медленнее, чем в царской России в позапрошлом веке, а надежность их получения или получения невскрытыми ниже всякой критики. В Москве и ряде крупных мегаполисов эта проблема решена с помощью альтернативных служб доставки, но по России в целом проблема ждет своего решения. Почта России модернизируется, государство предпринимает попытки налаживания ее работы, но сохранение принципа микрозарплат сотрудников сильно замедляет прогресс. Следовательно, движение в регионы сегодня возможно лишь через сеть партнеров, либо через формирование сети региональных складов, то есть через создание территориально распределенного бизнеса, то есть электронная коммерция в Рунете пока в настоящих условиях по своей природе локальна, если речь идет о материальных товарах. Кроме Почты России до сих пор не решена полностью проблема таможни, что также ограничивает электронную коммерцию в России. Фактически, материальный интернет-бизнес в России локален, глобализация его крайне затруднена не только в масштабах России, но и тем более за ее пределами. Вступление в ВТО без решения этих проблем снижает конкурентоспособность отечественной электронной коммерции в случае торговли материальными товарами сразу, и вносит дополнительные ограничения в оставшийся сегмент, так как даже отправка лазерного диска или небольшого количества документов потребует дорогостоящих услуг служб типа DHL. Пока усилия государства в этом вопросе явно недостаточны.

В-четвертых, цифровая подпись занимает, наконец, надлежащее ей место. Если ранее два субъекта бизнеса должны были сначала заключить между собой договор о взаимном признании цифровых подписей друг друга, после чего уже у них появлялась возможность проводить бизнес-сделки между собой в электронном режиме. Понятно, что при такой схеме модель бизнеса B2C (бизнес и физлица) была недопустима, так как транзакция на заключение первого договора о взаимном признании подписей была в большинстве случаев либо слишком высока для разовых сделок, либо слишком затруднена, если контакт и доставка документов (см. пункт выше) оказывались невозможны. Теперь же становится возможной схема, при которой бизнес на корпоративном сайте размещает и подписывает оферту, затем ее подписывает через интернет клиент, далее стороны начинают выполнение договора, при этом заключение предварительного договора о взаимном признании подписей не требуется. Остаются, конечно, вопросы к подзаконным актам, но главный шаг сделан. Увы, в нашем законодательстве, сам по себе закон ничего не определяет, — все зависит от подзаконных актов. Например, хотя закон вступил в силу, до сих непонятно, подписи какого из трех форматов будут принимать госструктуры и какие именно документы можно ими подписывать. В апреле 2011 еще не было приказа Минкомсвязи, определяющего порядок аккредитации удостоверяющих центров. Получается, вопрос в принципе решен, но масса важных вопросов еще осталась. Пока можно заключить, что последний правоустанавливающий документ планируется к подписанию в марте 2012 года, после чего можно будет прийти к окончательному мнению.

В-пятых, самое интересное, наконец-то, электронные документы уравнены в правах с бумажными в России. Теперь не только кардинально облегчается взаимодействие бизнеса и клиента, но и бизнес может контактировать с налоговыми органами, опираясь на электронные документы. ФНС России разъяснила, что легитимно составленные первичные учетные документы на бумажном носителе и в электронном виде с использованием электронной подписи являются равнозначными, то есть имеют одинаковую юридическую силу (письмо № ЕД-4-3/16368 от 5 октября 2011) [PCWEEK, № 27 (777), 18.10.11, М., С. 4].

Совокупность вышеперечисленных трендов позволяет сделать вывод, что в настоящих условиях в России уже созданы условия для построения полномасштабных проектов электронной коммерции. Конкурентоспособность таких проектов пока еще ниже вследствие описанных выше ограничений, но темпы их устранения позволяют надеяться, что в итоге после вступления в ВТО попытки вывода успешных интернет-проектов из под юрисдикции России станут бессмысленными.

 

Электронная коммерция — открываются огромные перспективы e-Commerce в России