.
Автор
Алешин В. Д.
Издание:
Компьютерра (август) 2004
На CIO нельзя выучиться - им можно только стать

Накопление и приобретение знаний - тема неисчерпаемая. Чему учиться, как учиться, где учиться - эти вопросы с завидным постоянством встают перед людьми, для которых совершенствование знаний является непременным условием профессионального роста.

В полной мере это касается людей, чья профессия напрямую связана с динамичной сферой информационных технологий. О том, как построена система ИТ-образования сегодня и какие изменения коснутся ее в будущем, рассказывает Владимир Дмитриевич Алёшин, профессор кафедры «Проектирование экономических информационных систем» (Школа ИТ-менеджмента) Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, партнер группы компаний «Топ-Менеджмент Консалт».

-Прежде чем говорить о сумме знаний, необходимых руководителю ИТ-службы, давайте определимся со значением аббревиатуры CIO. Кто такой CIO? Любого ли руководителя отдела АСУ можно так назвать, или этот специалист должен обладать некоторыми специфическими чертами, отличающими его от собратьев по цеху?

- Специалист, именуемый CIO, принадлежит к классу менеджеров, которых можно объединить аббревиатурой CxO. Есть CEO - Chief Executive Officer - менеджер, осуществляющий общее руководство компанией. Его основными задачами являются формирование стратегии развития компании, подбор и расстановка ключевых менеджеров, которые будут помогать ему как в разработке стратегии, так и в реализации оперативного управления компанией. Поэтому до тех пор, пока информационные технологии не были развиты настолько, чтобы оказывать существенное влияние на бизнес, не существовало потребности в человеке, который бы специализировался на решении стратегических задач в области ИТ. ИТ-подразделение являлось обслуживающей структурой, которая поддерживала деятельность компании, а его руководитель должен был организовать и обеспечить это обслуживание. В качестве примера рассмотрим классическую сеть поставок. До тех пор, пока уровень развития ИТ не позволяет создать единое информационное поле для компании и ее сбытовой сети, компания либо обеспечивает доступность товаров за счет создания материальных резервов (при этом она замораживает в товарных запасах значительные оборотные средства), либо вынуждена отказывать клиенту, если товара нет на складе. Появление современных сбытовых сетей во многом обязано именно уровню развития ИТ. Работа в едином информационном пространстве сразу дала возможность сократить запасы в сбытовой сети за счет информации. Но выстраивание новой сбытовой сети - стратегическая задача. И сразу же возникает потребность в специалисте, который будет в состоянии выполнять функцию стратегического руководства в такой специфической сфере, какой является ИТ.

Работа на стратегическом уровне компании (а не на уровне технических средств) - главное отличие CIO от руководителя ИТ-службы. Последний, работая на уровне оперативного управления, отвечает только за исправное функционирование программного обеспечения и информационной техники, а CIO - за разработку и реализацию стратегии компании средствами ИТ. Часть бизнес-сообщества считает, что в двадцать первом веке CIO будет играть роль, которая в двадцатом веке принадлежала CFO (Chief Financial Officer).

- Но, несмотря на базовую общность, сообщество CIO, как любое профессиональное сообщество, неоднородно по своей структуре. Какие категории специалистов можно выделить, на чем основана классификация?

- Эту неоднородность мне, как преподавателю Школы ИТ-менеджмента, постоянно приходится наблюдать на примере слушателей Школы. В зависимости от размера предприятия, от истории его развития различаются и цели, которые перед собой ставят ИТ-менеджеры, и пути их достижения. Как правило, чем крупнее компания, тем большим профессионализмом обладает ИТ-менеджер. Иногда, в процессе обсуждения какого-либо вопроса на занятиях Школы, они предлагают настолько интересные и красивые решения, что преподавателям впору самим у них учиться. Причем эти решения интересны, прежде всего, с точки зрения бизнеса, и уже во вторую очередь - с точки зрения ИТ. Поэтому одним из основных критериев разделения CIO на группы является размер компании.

Другой важный критерий, влияющий на формирование мировоззрения ИТ-менеджера, - история развития компании: сформирована она на базе предприятия, имеющего длительную историю, или создана сравнительно недавно. ИТ-менеджеры из компаний, имеющих длительную историю развития, исповедуют одну систему взглядов, ИТ-менеджерам из новых коммерческих структур присуща совершенно другая. Менеджеры, занимающие позицию CIO, обычно очень сильно различаются по менталитету, по подходам к решению задач в зависимости от «исторического прошлого» компании, в которой они работают. Поэтому сказать, что в России сложилась однородная среда CIO, пока нельзя.

- Пока нельзя, или эта среда в принципе не может быть однородной, поскольку никогда компании не придут к единому среднестатистическому уровню?

- По опыту работы с группами слушателей в Школе ИТ-менеджмента я вижу, что есть вопросы, в решении которых у всех до одного ИТ-менеджеров не возникает никаких разногласий. Практически все менеджеры одинаково относятся, например, к формированию структуры отдела ИТ, к необходимости стандартизации процессов управления ИТ-службами. И, на мой взгляд, таких точек соприкосновения по мере того, как люди будут узнавать о существовании лучших практик в области ИТ, а не будут пытаться «изобретать велосипед» самостоятельно, со временем будет становиться все больше. Модификаций лучших практик в области ИТ - философий руководства и управления ИТ-службами - может быть великое множество. Но на их создание накладывает отпечаток искажающий эффект своеобразия российских экономических условий последних десятилетий. Между тем существуют стандартные процедуры и методы, и мне кажется, что знакомство с ними, грамотное и квалифицированное их применение для собственных ИТ-служб и будет основой единства среды CIO. Но полной тождественности, конечно, не может быть никогда, потому что различен бизнес, следовательно - различны и требования к менталитету человека, который занимает позицию CIO.

Различия будут во многом определяться и стилем руководства компании. В группе компаний «Топ-Менеджмент Консалт» принято выделять следующие три группы собственников: «строители», «инвесторы», «рантье». «Строители» - это собственники, чья главная цель - вырастить компанию, которой можно гордиться. Главная цель «инвесторов» - заработать деньги на увеличении стоимости компании. «Рантье» - собственник, который стремится лишь к одному: обеспечить себе определенный уровень дохода, который позволит безбедно жить в дальнейшем. ИТ-менеджеры, занимающие позицию CIO, должны, выстраивая свою линию поведения в компании, учитывать характеристику собственников. Если, скажем, собственник компании - «рантье», то центральной задачей CIO будет хорошая и грамотная организация ИТ-службы и контроль ее деятельности. Никаких новаций от него не требуется. В случае со «строителем» ситуация принципиально иная: CIO должен быть присущ творческий подход к делу, он должен быть способен привнести в работу что-то новое, участвовать и в формировании стратегии компании, и в способах ее реализации средствами ИТ.

- Какое место занимает ИТ-стратегия в формировании бизнес-стратегии компании? Какова роль и место ИТ-службы в эффективном бизнесе?

- Разумнее говорить не о бизнес-стратегии компании как о чем-то монолитном, а о пирамиде стратегий. В основе всей пирамиды стратегий компании лежит рыночная стратегия. Финансовая, производственная, маркетинговая и т. д. - это функциональные стратегии.

Если представить совокупность стратегий компании в виде пирамиды, то ее вершиной будет рыночная стратегия, основание составят функциональные стратегии. ИТ-стратегия обволакивает эту пирамиду, подобно облаку. Нам представляется, что со временем «облако» поднимется ближе к вершине «пирамиды»: ИТ-стратегия будет влиять на разработку рыночной стратегии. Этот прогноз имеет под собой реальную почву. Например, в банковском секторе уже сейчас ИТ-стратегия является неотъемлемой составляющей новых банковских технологий. Во многом ситуация аналогична и для авиакомпаний, работающих в сегменте дешевых авиаперевозок. Основой рентабельности такого бизнеса является максимальная наполняемость самолетов, а достичь ее без использования средств ИТ невозможно. О повышении роли ИТ свидетельствует и рост ИТ-бюджетов компаний. Если до недавнего времени нормой считались 2-3 процента от годового оборота компании, то, если судить по последним публикациям, в банковской сфере эта цифра доходит до 5-6%, а авиаперевозчики, работающие в сегменте дешевых авиаперевозок, при выходе на рынок и вовсе тратили до 12%.

- Употребляя в нашей беседе термин «ИТ-стратегия», мы рискуем быть понятыми разными людьми по-разному: в представлении различных ИТ-менеджеров это понятие можно трактовать и как внедрение конкретного программного продукта, и как перспективный план развития ИТ-службы на несколько лет вперед. Что вы понимаете под ИТ-стратегией?

- Под ИТ-стратегией я понимаю комплекс решений, принимаемых менеджментом, по формированию информационных технологий и ресурсов для достижения долговременных конкурентных преимуществ. Фактически речь идет о том, как рыночная стратегия компании поддерживается информационно-техническими средствами. Принимая решение о направлении затрат в ту или иную сферу ИТ, нужно исходить из стратегического видения того, каким образом ИТ-средства будут реализовывать рыночную стратегию компании и поддерживать функциональные стратегии.

- Для того чтобы решать глобальные задачи, связанные с бизнесом, CIO должен обладать обширными и глубокими знаниями. Какие именно знания необходимы ИТ-специалистам, чтобы идти в ногу со временем?

- Знания на все случаи жизни не накопишь, а потому основным знанием должно быть знание о том, как постоянно совершенствовать свои знания. ИТ-менеджер должен быть настроен на то, чтобы постоянно учиться, анализировать текущую ситуацию и прогнозировать ее развитие в будущем.

А основой всему служит фундаментальное классическое образование, которое дает, помимо конкретных знаний, ценнейшее качество - умение учиться. Такое образование учит складывать из разрозненных частей целостную картину, отделять существенное от второстепенного, строить модели - словом, работать на уровне хорошего системного аналитика. Во многом эти навыки люди приобретают в процессе освоения серьезных курсов физики и математики.

Другим «китом», на котором держится система знаний CIO, является хорошее понимание экономики и менеджмента, поскольку каждая система автоматизации - это не просто совокупность программного кода, а, прежде всего, воплощение определенной философии менеджмента. За философией менеджмента стоит набор методик, реализующих эту философию. Но они не будут работать до тех пор, пока не будут помещены в соответствующую информационную среду. Так возникает система автоматизации. Но если CIO не понимает этих базовых вещей, ИТ в его руках никогда не станет эффективным инструментом поддержки бизнеса. Конечно, детально разбираться во всех вопросах он не может, да и не должен. Но уметь разговаривать и на языке бизнеса, и на языке ИТ - его прямая обязанность.

- Какая роль в совершенствовании знаний ИТ-менеджеров отводится учебным центрам?

- Задача учебного центра - раскрыть перед ИТ-специалистом те новые области теоретических и прикладных знаний, которые появились в последнее время, сократить время и трудозатраты человека на их освоение, на установление взаимосвязей между вновь появившимися тенденциями и прежним опытом. Учебный центр должен предоставить концентрированную возможность быстро войти в новый круг знаний. Конечно, непременным условием остается способность и желание слушателя осваивать новое.

На мой взгляд, учебный центр - это та среда, в которой можно отточить свои идеи и проверить их на прочность другими точками зрения. Учебный центр - прежде всего, среда общения, общения как со своими коллегами-слушателями, так и с преподавателями, чьей задачей является выстраивание цепочек взаимодействий между различными областями знаний и деятельности.

- Тем не менее, учебный центр - это не клуб по интересам, где общение является свободным и до некоторой степени стихийным. Общение слушателей учебного центра протекает в рамках определенных программ и учебных курсов. Какими исходными соображениями должен руководствоваться учебный центр, формируя учебную программу?

- Любой учебный центр нацелен на формирование системы образовательных услуг, которые были бы востребованы рынком. Поэтому вопрос о формировании и управлении учебной программой, о том, чему учить и как учить - ключевой вопрос создания учебного плана. Тенденция последнего времени - потребность в подготовке не единичных специалистов, а их «связок» - людей, которые могли бы решать поставленную задачу в рамках одной команды. В сфере ИТ такая команда будет формироваться, прежде всего, связкой руководителя проектов и бизнес-аналитика. В рамках Школы ИТ-менеджмента мы сейчас занимаемся серьезным пересмотром программ подготовки и руководителя проекта, и бизнес-аналитика с тем, чтобы начать подготовку связок этих специалистов.

Менеджер проектов востребован потому, что любая работа в области ИТ - это, прежде всего, проектная работа. Необходимо наметить цели проекта и реализовать его таким образом, чтобы достичь максимального эффекта для профильного бизнеса компании. Поэтому возникает потребность в бизнес-аналитике.

Бизнес-аналитик - это тот специалист, который должен глубоко понимать бизнес конкретной компании, чтобы формулировать задания на разработку и внедрение систем. Вузы на сегодняшний день пока вообще не занимаются подготовкой подобных специалистов, да и учебные центры не уделяют этому достаточного внимания, ограничиваясь краткосрочными курсами. Мы надеемся, что «Программа ИТ-менеджер: бизнес-аналитик» АНХ недолго будет единственной на российском образовательном рынке.

Кстати, в программу подготовки бизнес-аналитика мы посчитали необходимым включить большой раздел по информационной безопасности в соответствии с государственным стандартом на квалификацию по защите информации. Это необходимые знания и навыки, которыми должен обладать человек, приходящий на предприятие. Нельзя выстроить систему информационной безопасности предприятия без понимания особенностей его бизнеса.

- Эти знания необходимы только CIO, или еще и ключевым участникам его команды?

- Безусловно, в компании должна формироваться единая ИТ-команда, и все члены этой команды, на каком бы уровне иерархии они ни находились, должны обладать некими базовыми знаниями, чтобы сознательно ставить цели, понимать друг друга с полуслова и не тратить время на выяснение достаточно простых вещей. А детальная проработка каждой конкретной области реализации этих общих целей - уже удел отдельных специалистов. Задача CIO - обеспечить стык этих узкоспециальных областей.

- Подобно тому, как задачей CIO является обеспечение ровного стыка между деятельностью членов его команды, задачей учебного центра является обеспечение стыка между учебными курсами. Между тем, многие слушатели отмечают отсутствие преемственности в учебных курсах, причем такая картина наблюдается зачастую в рамках одного учебного центра. Как должен быть структурирован учебный процесс в рамках учебного центра, чтобы этой проблемы не было?

- Видя ситуацию изнутри, я могу отметить, что это проблема не столько отдельных учебных центров, сколько системы ИТ-образования в целом, которая существует в России сегодня. ИТ-специалисты в процессе освоения курса дополнительного образования обнаруживают значительные прорехи в своих знаниях. Это следствие того, что они не получили этих знаний в процессе базового образования в вузе. Кроме того, в связи с острой нехваткой ИТ-специалистов в ИТ приходят люди с непрофильным исходным образованием (как правило, экономическим). Естественно, в рамках этого образования массы вещей, связанных с аспектами ИТ - например, базовые курсы по численным методам, по теории алгоритмов, по математической логике - они никогда не изучали. Но ведь компенсировать пробелы в базовом образовании - задача не только учебного центра, но и слушателя. Задача учебного центра - методическая помощь, «направление» слушателя так, чтобы он смог с минимальными затратами компенсировать пробелы базового образования.

Необходимо, прежде всего, выстроить четкую систему базового образования; затем человек должен начать специализироваться в конкретной области, а система курсов должна, опираясь на базовое образование, обеспечивать получение дополнительных знаний. В выстраивании такой системы должно участвовать и государство, и бизнес-структуры, чья деятельность лежит в сфере ИТ, и те бизнес-структуры, которые работают на рынке образования. Разработка Школой ИТ-менеджмента программ подготовки бизнес-аналитика и менеджера проектов и есть шаг в сторону выстраивания этой системы. По большому счету, на CIO нельзя выучиться - им можно только стать.

- Получение дополнительных знаний для ИТ-специалистов, живущих и работающих в регионах, осложняется тем, что рядом нет учебного центра, а времени на обучение с отрывом от производства катастрофически не хватает. Каким формам обучения - очному, заочному, дистанционному - целесообразно отдавать предпочтение?

- Давайте попробуем разобраться, чем очное образование отличается от заочного. Учебные пособия одни и те же, задания одни и те же... Чего же лишены люди, занимающиеся по заочной системе? Они лишены общения. У них нет возможности постоянно, находясь в среде себе равных, обсуждать свои проблемы. А раз так, то теряется важнейшая вещь, позволяющая специалисту полноценно развиваться - связь со средой.

Конечно, очная форма обучения предпочтительнее. Но пока нет широкого распространения соответствующих систем интерактивного обучения, заочная форма должна существовать. Постепенно интерактивная форма заменит заочную, поскольку позволит моделировать виртуальную среду очного обучения. Многие учебные центры уже сейчас начинают заниматься созданием таких систем, и результаты первых экспериментов обнадеживают. В мире подобный опыт уже накоплен - так, в 2001 году четыре университета Германии и два университета Швеции создали университет, который работал по дистанционной форме обучения. Спустя год после его открытия правительство Германии приняло решение о закрытии заочной формы во всех учебных заведениях страны и замене ее дистанционной.

- В Германии и расстояния меньше, и с коммуникациями дело обстоит лучше. Насколько реальна возможность повсеместного внедрения дистанционной формы обучения на российских просторах?

- Принципиальной разницы нет. Существуют инструментальные системы поддержки дистанционного обучения, которые дают ученику возможность часть времени работать автономно. Можно даже по плохому модемному соединению выйти на сервер учебного центра и взять с него все необходимое для выполнения заданий. После их выполнения присоединиться к дискуссии на форуме, обсудить возникшие вопросы. Для России дистанционное обучение перестает быть экзотикой. Разработчикам дистанционных курсов нужно ориентироваться на инструментальную среду, которая дает возможность поддержки как синхронного, так и асинхронного обучения.

- Мы достаточно подробно обсудили, кто приходит в аудиторию в качестве слушателей. А кто стоит по другую сторону кафедры? Как формируется команда преподавателей?

- Преподавателями в любой структурной единице системы ИТ-образования - будь то базовое образование или дополнительное - должны быть люди, которые сами занимаются профильной научной и практической деятельностью. Если преподаватель не ведет такой работы, то через полтора-два года он дисквалифицируется. В этом вопросе не грех поучиться у Запада, где фактически большая часть науки сосредоточена в университетах. Для нашей страны это сейчас очень острая и больная тема. В связи с отсутствием должной поддержки науки со стороны государства преподаватели практически перестали заниматься наукой. Поэтому мы стараемся привлекать к преподаванию ведущих специалистов ИТ-компаний, которые могут поделиться и знаниями, и богатым практическим опытом.

- Рано или поздно любой курс обучения заканчивается, а жизнь продолжает задавать ИТ-менеджеру задачи со многими неизвестными. Из каких источников он может самостоятельно получить необходимые знания?

- Один из мощных, хотя и не бесспорных источников получения информации - Интернет. Кроме того, в сфере ИТ появился ряд конкурентных изданий, исповедующих разные подходы к освещению проблем и путей их решения. Чтение этих изданий даст возможность серьезно углублять свои знания и отслеживать возникающие тенденции. Ведь часто ИТ-специалистам требуются не конкретные знания, а возможность увидеть различные подходы к решению проблемы и на этой базе сформировать собственную точку зрения.

- А могут ли в этом помочь учебные центры? Поддерживаете ли вы связь со своими учениками после того, как они завершают обучение?

- Сейчас Школа ИТ-менеджмента приступила к разработке системы сайтов, один из которых будет посвящен поддержке контактов с выпускниками.

Кроме того, в рамках Школы достаточно часто проводятся мастер-классы - форма, предполагающая доклад на заданную тему с последующим его обсуждением. Это открытая форма общения, приходить на мастер-классы могут не только выпускники, но и любые заинтересованные ИТ-специалисты.

- Существует еще одна форма «живого» общения специалистов - конференции. Вы уже два года подряд принимаете активное участие в подготовке и проведении ежегодной конференции CIO-World нашего журнала. Чем интересны и полезны такие мероприятия?

- Прежде всего возможностью неформального общения ИТ-специалистов. А для того чтобы это общение было наиболее плодотворным, надо с особой тщательностью подходить к подготовке подобных мероприятий. На наш взгляд, та форма, которая была выбрана для подготовки CIO-World, достаточно продуктивна. Программный комитет, состоящий из представителей разных компаний, формулирует актуальные темы и выбирает известных ИТ-специалистов, способных квалифицированно осветить эти темы. Если во главу угла - не на словах, а на деле - будут поставлены интересы практикующих ИТ-менеджеров, то такое мероприятие не рискует превратиться в рекламную акцию нескольких компаний-поставщиков. Должен быть задан единый связанный формат подобного мероприятия, в рамках которого будут обсуждаться реальные проблемы ИТ-специалистов. А одна из насущных проблем сегодняшнего дня - проблема выстраивания ИТ-образования.