Ставка на мобильность

Конвергенция фиксированной и мобильной связи — всем ли она нужна, какие реальные выгоды приносит и что мешает ее реализации? О своем опыте перехода на договор с единым подрядчиком рассказывает Александр Галий, ИТ-директор компании Fujifilm Russia.

Intelligent Enterprise: Расскажите, пожалуйста, немного о компании и о предыстории проекта: давно ли Fujifilm присутствует на российском рынке, и как строились отношения компании с операторами связи до заключения комплексного договора?

Александр Галий: Что ка­сается возраста компании, то мы присутствуем на рынке с 1993 г. и постоянно динамично развиваемся. У нас есть представительства — региональные офисы — в таких городах, как Ростов‑на-Дону, Санкт-Петербург, Екате­ринбург. Традиционно каждый офис самостоятельно заключал договоры с теми операторами, которые были представлены на местном рынке услуг связи. Так, в Москве у нас были заключены договоры с несколькими операторами как мобильной, так и фиксированной связи.

В определенный момент такое положение перестало нас удовлетворять. Нам стало неудобно работать с несколькими поставщиками, обрабатывать многочисленные счета, общаться с разными службами поддержки. Мы хотели оптимизировать расходы на телекоммуникационные услуги. И в результате нам пришлось задуматься о возможности перехода на конвергентное решение от единого провайдера. При переезде московского офиса в новое здание мы провели конкурс между существующими провайдерами, и предложение компании «Билайн» показалось нам более интересным и перспективным с точки зрения предлагаемых услуг и их стоимости. Мы заключили с ней единый договор на предоставление услуг мобильной и фиксированной телефонии, а в ближайшее время на мобильную связь от «Билайн» перейдут и наши офисы в других городах.

А почему нет широкополосного доступа в Интернет — ведь «Билайн» предлагает такую услугу?

Этому помешали экономические соображения. Владельцы бизнес-центров обычно заключают специальные договоры с определенными операторами, и в результате доступ всех остальных операторов в бизнес-центр затрудняется. Для арендаторов это означает, что подключение ко всем операторам, кроме «внутреннего», будет стоить дороже. К сожалению, когда мы рассматривали возможные варианты получения доступа в Интернет в данном офисе, выяснилось, что все провайдеры, за исключением «внутреннего», запрашивают слишком высокую цену. По той же причине мы — по крайней мере, пока — не переводим на договор с «Билайн» фиксированную телефонию в других городах: если отказаться от «внутреннего» оператора, придется платить за эту услугу слишком много. Впрочем, фиксированная телефония используется в других городах достаточно слабо, поэтому пока мы не видим большой необходимости объединять ее для нас в общую сеть. А выбор мобильного оператора, к счастью, свободен от ограничений, налагаемых бизнес-центрами.

Какой вид фиксированной телефонии вы предпочли — традиционную или IP?

Традиционную. При переезде в новый офис у нас была уникальная возможность сменить технологию, потому что мы фактически все строили заново, а голосовой трафик приходит в это здание по IP‑каналу. Но мы посчитали стоимость IP‑теле­фонии, стоимость традиционной телефонии и пришли к выводу, что для нашего бизнеса в данный момент традиционная телефония выгоднее. Поясню это. Поскольку мы — представительство зарубежной компании, большинство «тяжелых» корпоративных систем, которыми мы пользуемся, находятся на серверах за пределами России, а именно в Европе. С Европой наш московский офис связан выделенным скоростным каналом, а региональные офисы, поскольку объемы трафика это позволяют, взаимодействуют с Москвой через VPN‑соединение, установленное поверх сети Интернет. Для IP-телефонии VPN поверх Интернета недостаточно — нужны выделенные каналы с поддержкой QoS (качества обслуживания), а они недешевы. В нашем случае снижение стоимости междугородных пере­говоров не окупило бы затрат. Набор услуг традиционной телефонии плюс обычные каналы передачи данных экономически выгоднее, тем более что у нас есть воз­можность общаться по мобильному телефону, используя корпоративный тариф. Звонки между всеми нашими корпоративными номерами, охваченными договором с оператором связи, оплачиваются по единым льготным тарифам, так что для междугородных и международных звонков с мобильного телефона у нас есть возможность получать такие же тарифы, как для фиксированной телефонии. С такими тарифами фиксированная телефония нам фактически не очень нужна, и выбор технологии принципиальной роли не играет.

Давайте чуть подробнее остановимся на объединении фиксированной и мобильной связи. Одно из его преимуществ — единые тарифы — вы только что упомянули. Чем еще выгодно или удобно такое объединение, что в нем для вас наиболее ценно, и планируете ли вы его развивать?

Главное достоинство единых тарифов просто в том, что они есть, причем достаточно низкие. Благодаря этому мы можем беспрепятственно переводить звонки на мобильные номера сотрудников, не задумываясь о затратах. Автоматической переадресации пока нет: ее нужно предварительно настроить, либо кто‑то должен перевести звонок вручную. Но полноценная конвергенция фиксированной и мобильной связи у нас в планах, мы рассматриваем ее реализацию как дальнейшую перспективу нашего совместного проекта с оператором связи.

У нас несколько бизнес-направлений, и сотрудники некоторых из них постоянно находятся в движении, их трудно застать в офисе. Определенные категории сотрудников часто ездят в командировки, пере­мещаются между разными городами. Для всевозможных случаев такого рода мы, естественно, рассматриваем специальные мобильные решения — улучшение тарифных планов на мобильную связь, предоставление безлимитных тарифов. А поскольку мобильная связь удобна и всегда под рукой, наши сотрудники даже внутри одного офиса часто предпочитают говорить между собой по мобильному, а не по фик­сированному телефону. С единым тарифом у нас нет причин их в этом как‑либо ограничивать. Думаю, мы поддерживаем общий тренд — сотрудники все чаще пользуются мобильной связью и все реже фиксиро­ванной.

Второе важное преимущест­во — организационное: нам удалось организовать единый биллинг и платить по единому счету, а наши вопросы достаточно оперативно решаются единым сервис-менеджером. Поскольку регионов много, объединение сервисов значительно экономит нам время.

Что касается перспектив, то в течение ближайших недель у нас будет запущена услуга Blackberry, которую мы реализуем совместно с «Билайн». С ее помощью мы решим проблему мобильного доступа сотрудников к электронной почте, а затем и к некоторым другим бизнес-приложениям компании, поскольку услуга BES (Blackberry Enterprise Server) это позволяет. Устройство Blackberry — не обычный смартфон, оно работает со специальным сервером, который передает интернет-трафик в сжатом и зашифрованном виде, так что доступ по GPRS получается одновременно быстрым и защищенным. А поскольку функции обычного мобильного телефона в нем тоже поддерживаются, я могу, например, звонить другим сотрудникам, находя их телефоны в корпоративной адресной книге, которая хранится на нашем сервере.

Я думаю, услуга Blackberry очень хорошо поможет нам в плане улучшения коммуникаций, поскольку последние тенденции показывают, что сотрудники должны быть на связи не только в рабочее время, но и в нерабочее. У нас, естественно, идут совместные проекты с зарубежными коллегами, так что сотрудникам приходится общаться и со странами Европы, и с Японией. Сдвиг во времени диктует необходимость доступа и в вечерние, и в ранние утренние часы. Для определенных категорий сотрудников Blackberry, вероятно, сможет стать полноценной заменой ноутбука: если не нужно много писать, а достаточно просматривать письма и документы и делать короткие заметки, это очень удобно.

Сервер Blackberry — ваш собственный, или он находится на стороне «Билайн»?

Наш собственный: вообще мы предпочитаем держать свои критически важные ресурсы внутри компании. Но на менее критичные ресурсы это правило не распространяется, так что мы включили в договор с «Билайн» хостинг Web‑сервера.

Что, на ваш взгляд, мешает конвергенции фиксированной и мобильной связи?

Препятствия, безусловно, есть, но все они, на мой взгляд, носят не столько технологический, сколько организационный характер. Одно я уже называл — это доступность услуг операторов фиксированной связи в бизнес-центрах. Второй момент — недостаточная интеграция услуг фиксированной и мобильной связи у самих операторов. Например, они не могут организовать единый биллинг фиксированной и мобильной связи, или единый биллинг услуг в Москве и в других регионах, или решение всех технических вопросов с единым контакт-центром.

Перед началом проекта нам было сложно доказать руководству, что решение с единым подрядчиком экономически целесообразно. Нам просто не верили. А по ходу самого проекта мы столкнулись с сопротивлением сотрудников, не желавших переводить свои телефоны с других операторов на «Билайн» — к сожалению, у нас нет возможности сохранять при таком переходе номера мобильных телефонов. Но в «Билайн» знают этот нюанс, и у компании есть готовое решение для таких ситуаций. Во-первых, мы включили всем сотрудникам услугу SMS-оповещения «Легкий шаг в Билайн» — голосовое сообщение с новым номером сотрудника при входящем звонке на старый номер, а также отправку SMS‑сообщения с номером звонящего самому сотруднику. Во-вторых, топ-менеджерам мы дополнительно включили на шесть месяцев перевод звонков со старого номера на новый. Кроме того, наша мотивационная программа пополнилась услугой «Моя компания», когда родственники и друзья сотрудников могут подключаться к «Билайн» по льготному тарифу. Сейчас эта услуга стала действовать и для домашнего широкополосного подключения к Интернету. Это часть стимулирования лояльности сотрудников.

Автор: 
Галий А.Ю. выпускник программы MBA-CIO, группа 18. ИТ-директор (Fujifilm Russia)
Издание:: 
Intelligent Enterprise, №4 (226) 2011
site map xml | Карта сайта | RSS канал Новости Школы IT-менеджмента 385.71