Звезды IT-менеджмента

Когда в середине 90-х годов в России формировался рынок бизнес-образования, всякое сотрудничество отечественных бизнес-школ с зарубежными рассматривалось как асимметричное партнерство. В основании такой асимметрии лежали различия не столько в условиях обучения, сколько в опыте преподавателей. Сегодня эта асимметрия выравнивается, сглаживается, становится все менее заметной - западные бизне-школы перестают быть исключительно «донорами» и начинают внимательнее относиться к опыту своих российских коллег. Яркий пример подобного успешного сотрудничества российской и европейской бизнес-школ - программа МВА, совместно реализующаяся Школой IT-менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и Гренобльской школой бизнеса. О самих школах и об их партнерстве мы беседуем с директором Школы IT-менеджмента Александром Соколовым.

Традиционный вопрос: как все начиналось? Как и зачем была создана Школа IT-менеджмента?

- Школа IT-менеджмента была создана в Академии народного хозяйства в 2001г. по инициативе академика Абела Гезевича Аганбегяна (который является нашим научным руководителем). Надо сказать, что Школа стала первым в России учебным заведением, предложившим программу бизнес-образования в области информационных технологий. На тот момент действовало множество сертификационных центров и разного рода краткосрочных курсов, но рынок собственно бизнесобразования в сфере IT еще не сложился. Информационные технологии вообще очень быстро развивающаяся область. Где-то с середины 90-х годов все стали говорить о нехватке кадров в сфере IT. Однако говорили преимущественно о дефиците специалистов. А вот в конце 90-х - начале 2000-х ощутимой стала нехватка именно управленцев - IT-директоров, руководителей больших информационных проектов и т.п. Этот тренд легко заметить на международных конференциях, посвященных проблемам информационных технологий, - я и сам, участвуя в них, постоянно говорю, что вопрос о дефиците управленцев стоит сейчас не в меньшей, а может быть, и в большей степени, чем вопрос о нехватке специалистов. Вот на фоне этих тенденций и возникла Школа. Первой ее программой стала программа профессиональной переподготовки «IT-менеджер» (рассчитанная на среднее звено управленцев), а уже на следующий год была организована программа для подготовки CIO - «Chief Information Officer», предназначенная для топ-менеджеров, IT-директоров компаний. В 2004 году программа подготовки CIO прошла аккредитацию МВА и сейчас, по сути, является флагманом Школы.

- С чем связан такой «рост» программы МВА для CIO?

- Программа оказалась исключительно востребованной. Прежде всего благодаря привлечению к преподаванию практиков, людей занятых в реальном бизнесе, которые способны не только к трансляции теоретических знаний, но готовы поделиться своим колоссальным опытом участия в десятках и сотнях крупных проектов. На наш взгляд, такие преподаватели и должны привлекаться на уровне поствузовского образования - тем более столь специализированного как бизнес-образование в сфере информационных технологий. Отмечу еще один, психологический момент. Если мы готовим управленцев, мы должны фактически «перевернуть сознание» своих слушателей. Им необходимо научиться мыслить с точки зрения бизнеса, а не только с позиций информационных технологий, как мыслят узкие технические специалисты. Именно для этого требуется привлекать ярких людей, которые сами являются успешными бизнесменами, топ-менеджерами, ведущими специалистами и консультантами.

- Насколько легко было найти таких преподавателей? Особенно на первом этапе работы Школы, когда кадровый голод был силен не только в сфере информационных технологий, но и в области бизнес-образования?

- Хороших преподавателей в принципе найти нелегко. Особенно преподавателей такого уровня. Но я думаю, это проблема, которая перед учебным заведением будет стоять всегда. Начнем с того, что преподавательский состав - лицо Школы. Бренд учебного заведения определяется не фешенебельными условиями обучения и не другими показателями «комфортности» учебного процесса, а квалификацией преподавателей. Мы изначально взяли курс на приглашение «звезд». Понятно, что люди они очень занятые, а заработки консультанта на рынке и преподавателя пусть даже очень успешной программы МВА несопоставимы. Но мы находим аргументы.Причем не только финансовые. Мотивирует и желание поделиться опытом, и отдача, которую преподаватель получает от своей аудитории. Собственно, поэтому у нас все курсы авторские: исключена ситуация, в которой курс разрабатывал бы один человек, а читал - другой. Интересно, что чем больше ярких «звезд» приглашаешь преподавать, тем выше требования слушателей. Сегодня преподаватели Школы - ее основное конкурентное преимущество, о чем нам нередко говорят выпускники. К примеру, программе МВА CIO всего четыре года, но более 30% слушателей приходят сюда по рекомендации выпускников. Свидетельство востребованности программы - стабильный высокий конкурс - мы тоже связываем с эксклюзивностью преподавательского состава. «Звезды» не могут читать везде.

- Откуда приходят слушатели? Прежде всего из каких секторов?

- Из тех, которые быстрее развиваются. Заметная часть слушателей приходит из банковского сектора, из IT-компаний, из телекоммуникационных корпораций, сейчас начал увеличиваться поток слушателей из производственных компаний, особенно региональных. Любопытно, как с годами меняется контингент: раньше к нам приходили слушатели, ориентированные на смену профессии и карьерный рост; сейчас приходят люди статусные, уже занимающие «топовые» позиции - они приходят за опытом, знаниями и связями, которые далее уже используют на своем рабочем месте для развития бизнеса. Вряд ли для них имеет большое значение получение наших престижных «корочек», более ценным им кажется приобретение и систематизация нового опыта. И многие преподаватели строят свои занятия так, чтобы в аудитории происходил обмен опытом между всеми участниками. Одновременно включается другой механизм - приобретение связей, новых контактов. Человек попадает в свою среду - в ней он получает информацию от людей, которым доверяет, в группах накапливается уникальная база знаний. Слушатель может бросить в общую почту вопрос - из любой интересующей его области - и получить квалифицированную консультацию от своихже сокурсников. Наверное, поэтому первое, на что обращают внимание выпускники Школы после завершения обучения, - им начинает не хватать профессионального общения. Потому Школа регулярно устраивает открытые публичные мероприятия для слушателей и выпускников - мастер-классы (примерно 8 раз в год), конференции. В прошлом году прошла первая такая конференция в Испании - «Инвестиции и инновации в информационных технологиях». В ее организации приняли участие слушатели, выпускники, преподавательский состав Школы, представители ведущих IT-компаний. Возвращаясь к характеристике контингента слушателей: примерно 50-60% потока растут по карьерной лестнице (или меняют работу - с повышением позиции) еще в процессе обучения, а по окончании - более 90%. Причем 15-20% становятся генеральными директорами или собственниками.

В 2007 году наша Школа получила премию «C-News Award» как лучшая бизнес-школа в области информационных технологий. И это оценка не столько Школы, сколько ее выпускников, которые стали лауреатами различных премий и по самым различным оценкам - вошли в топ «100» и топ «50» лучших IT-директоров. Более 12 человек в этих списках - наши выпускники и слушатели.

- Когда Школа стала выходить на международную арену?

- За последние годы у нас появилось несколько совместных программ с зарубежными вузами. Сейчас мы активно развиваем партнерство с Гренобльской бизнес-школой (GGSB), которое уже выходит за рамки бизнес-образования в сфере IT. Партнерство это организовано на базе совместной программы МВА. Надо отметить, что GGSB - одна из ведущих бизнес-школ в Европе, у нее три международных аккредитации (таких школ в мире всего порядка 20). Наша совместная программа получила аккредитацию в России, и теперь выпускники получают сразу два диплома: государственный диплом Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и международный диплом GGSB (абсолютно такой же, как если бы человек получил образование в Европе). Это стало возможным благодаря тому, что 75% преподавательского состава совместной программы - преподаватели Гренобльской школы. Среди них специалисты из Великобритании, США, Канады, Италии, Германии и, конечно, Франции. Соответственно, преподавание ведется на английском языке. Программа эта привлекает менеджеров, работающих в иностранных компаниях, а также сотрудников российских предприятий, тесно сотрудничающих с зарубежными партнерами. Им на выбор предлагается целый пул специализаций. Есть девять общих модулей для всех направлений и три модуля по специальностям: «бизнес-аналитика», «управленческий консалтинг», «технологический бизнес» и «global management». Причем «бизнес-аналитика» и «управленческий консалтинг» - это уникальные предложения, ни одна другая зарубежная школа МВА, работающая на территории России, их не предлагает. У Гренобльской школы очень любопытная стратегия - кроме центрального кампуса во Франции она открыла несколько кампусов в мире: в Москве, в Лондоне, на Мальте, в Китае. Преподаватели перемещаются по миру. Они прилетают к нам, и четыре дня группа занимается довольно плотно. Этот формат привлекателен для занятых людей - учеба идет в пятницу, субботу, воскресенье и понедельник, «выпадают» всего два рабочих дня, зато глубокое погружение в тему и ее интенсивное освоение гарантировано.Такие занятия организуются с частотой примерно раз в полтора месяца. Подчеркну: каждый поступающий на программу выбирает интересующую его специализацию - независимо от того, сколько всего человек ее выберут. Потому что для прохождения модулей по некоторым специализациям слушатели могут поехать в Гренобль (например, по «бизнес-аналитике» Гренобль собирает на сессию слушателей со всех кампусов - от нас в этом месяце поедет группа из 6 человек). Такой формат обеспечивает дополнительные возможности обучения за счет «нахождения в среде».

- Критерии отбора на эту программу, вероятно, высоки. Что является определяющим требованием?

- Владение английским, безусловно. (Принимаются несколько сертификатов, подтверждающих знание языка.) Плюс наличие опыта управленческой работы. А главное, высокая мотивация получить международное образование, что нужно отразить в эссе. Если провести сравнение с западными классификациями МВА, то эту программу можно отнести к категории «executive»: средний возраст старше 33 лет, некоторые слушатели имеют по 10 лет опыта работы и более.

- Насколько удается совмещать российские и международные образовательные форматы?

- Удается опять же благодаря высокой квалификации преподавательского состава. Все преподаватели, привлекаемые российской стороной, прошли аттестацию в GGSB, и, надо отметить, это усилило программу. Их уровень высоко оценен французской стороной. В этом году им были присланы персональные поздравления: их рейтинг, по оценкам слушателей, был столь высок, что руководство GGSB не скрывало удивления. Можно сказать, что такая совместная программа является ярким примером плодотворного, подчеркну, взаимодополняющего сотрудничества российской и западной бизнес-школ.

Интервью подготовил В. Вахштайн

Автор: 
А.И. Соколов
Издание:: 
"Платное образование" (№3) 2008
site map xml | Карта сайта | RSS канал Новости Школы IT-менеджмента 305.15